54-ПУШЕЧНЫЙ ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ПОЛТАВА"


Первый линейный 54-пушечный корабль Балтийского флота «Полтава» был спущен со стапелей Адмиралтейской верфи в 1712 году. Его проект к концу 1709 года «составил» лично Петр I при участии известного в будущем корабельного мастера Федосея Скляева.

В 2013 году, почти через 300 лет после спуска первой «Полтавы», по инициативе председателя правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллера началось строительство полноразмерной копии линейного корабля «Полтава». На специально построенной верфи исторического судостроения, учрежденной Яхт-клубом Санкт-Петербурга, мастерами-корабелами за пять лет был воссоздан флагман Балтийского флота Петровской эпохи. Перед началом строительства конструкторы скрупулезно вновь собрали «Полтаву» на «бумаге» на основе материалов, предоставленных научно-исследовательским отделом верфи, ведь подлинного чертежа корабля так и не было найдено. В рукописном отделе Библиотеки Академии наук среди документов из Кабинета Петра Великого хранится альбом с чертежами первой трети XVIII века, так называемая «папка Скляева». На листе 31 этого документа изображен мидель-шпангоут, корма и ее боковой вид. Рядом с чертежом есть запись свинцовым карандашом с обозначением цифр: 130 и 39, то есть главных размерений «Полтавы» – длины и ширины, взятых в футах. Этот рисунок – единственный из сохранившихся чертежей «Полтавы».

Основанием для реконструкции и разработки общего теоретического чертежа «Полтавы», парусного и артиллерийского вооружения, оснащения и декоративно художественного убранства так же послужили обнаруженные в архивах чертежи 50-пушечных российских кораблей и другие подлинные документы, относящиеся к работе судостроительных верфей и датированные 1705-1730 годами, а так же гравюра Питера Пикарта – единственное изображение «Полтавы», дошедшее до наших дней. Эти документы дали возможность с максимальной точностью получить большую часть нужной информации о заложенном в 1709 году линейном корабле «Полтава». В течение пяти лет мастера верфи уникальную работу, кропотливо воссоздавая исторический облик корабля. При строительстве в первую очередь использовался опыт и ремесленное искусство кораблестроителей России XVIII века. Специалисты верфи сумели не только органично соединить в работе технологии прошлого и настоящего времени, но и подарить кораблю истинный облик и атмосферу ушедшей петровской эпохи.

С первого дня верфь работала не только как строительная площадка, но и как полноценный музей. За время строительства с экскурсиями верфь, на которой каждый день с утра до позднего вечера, шло воплощение интереснейших исторических проектов наших дней, посетили более 70 000 петербуржцев и гостей города.

27 мая 2018 года состоялся торжественный спуск линейного корабля «Полтава». Церемония спуска прошла согласно историческим морским традициям, и сигналом к началу церемонии стал выстрел корабельного орудия. В ходе церемонии глава «Газпрома» вручил чащу с серебряными монетами - по одному рублю за каждый пушечный порт - главному строителю корабля. Этот обычай был установлен еще в Петровские времена. Церемонию наречения корабля провел митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, а «крестная мама» «Полтавы» Елена Калинина, спортсменка Академии парусного спорта Яхт-клуба Санкт-Петербурга, разбила бутылку шампанского о форштевень корабля.

После спуска работы на корабле не закончились. Были установлены рангоут и такелаж, и «Полтава» приняла участие в Главном военно-морском параде в Кронштадте. С 2019 года линейный корабль «Полтава» также ежегодно принимает участие в Главном военно-морском параде параде, и занимает почетное первое место в строю кораблей в акватории Невы, как символ истории и культуры Петербурга, продолжения славных морских традиций Российского флота.


Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать